Честная этикетка: можно ли в России не врать потребителю?
На фоне многочисленных жалоб и проверок контрафактной, некачественной, имитированной продукции, встает резонный вопрос: можно ли в России вообще обойтись без обмана покупателя?
На фоне многочисленных жалоб и проверок контрафактной, некачественной, имитированной продукции, встает резонный вопрос: можно ли в России вообще обойтись без обмана покупателя?
Пристальное внимание этому вопросу придают не только участившиеся случаи подделок, но и общие тенденции потребительского поведения в России. Согласно исследованиям, проведенным холдингом «Ромир», отношение покупателя к этикетке становится значительно серьезнее. В 2017 году уже 78% покупателей обращают внимание на информацию, указанную на упаковке. И если интерес к дате изготовления остается на прежнем высоком уровне (более 82% опрошенных), то интерес к составу и другим данным на упаковке значительно увеличивается. Так, почти половина всех потребителей (46%) пристально изучает сырье и состав продукта, которые они приобретают.
Таким образом, намечается однозначная тенденция к увеличению потребительской культуры. Но могут ли производители поддерживать такой рост интереса к правильному составу? Для того чтобы отвечать растущим требованиям, необходимо переходить на новые стандарты, обеспечивать пищевую безопасность на новом уровне, а главное – научить и обязать производителей честно указывать любую информацию, присущую их продукту.
Так, например, в Европе и США после подобных скандалов с обманом покупателей были приняты законодательные меры, ужесточающие ответственность за неверную информацию на упаковке. Эти нормы также подробнее регламентируют конкретные виды продуктов, запрещая называть определенными именами продукцию, которая не соответствует требованиям по составу.
В России же до сих пор остается одна большая проблема «легальной» фальсификации. Когда продукт, который производится по нормам ГОСТ, регламентируется не этой требовательной нормой, а «техническими условиями» - ТУ. Он снижает марку изготовления из-за несоответствия состава ГОСТУ, но название оставляет прежним, вводя в заблуждение покупателя. Все это возможно из-за того, что с 2002 года в нашей стране ГОСТы перестали быть обязательными для определенных названий (за некоторым исключением, вроде колбасы).
Но ведь от этого страдает и добросовестный бизнес, который по-настоящему вкладывается в свои технологические процессы и закупает качественное сырье, а не имитацию, и рядовой покупатель, которые вводится в заблуждение таким несоответствием.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо ввести некоторые закрепленные законом пометки:
-
производители, выпускающие продукты с удешевленными или замененными ингредиентами в рецептурах, не должны называть свою продукцию именами по ГОСТУ;
-
кроме запрета прямого названия должен быть введен запрет и на «названия-имитаторы», также способные ввести людей в заблуждение из-за того, что они слишком похожи на оригиналы.