Кейтеринг в России: перспективен ли данный сегмент?
Всего несколько лет назад слово кейтеринг ассоциировалось у подавляющего большинства населения с официантами в белых перчатках, блюдами с баранчиками, шампанским во льду и баснословными ценами на обслуживание. Но этот сектор услуг общественного питания намного более разнообразен, доступен и полезен, чем может показаться. Растущее количество кейтеринговых компаний по всей России, разнообразие предложений от них – тому доказательство. Если общемировой рост этого вида услуг общепита – около 13%, то в РФ он составляет 15-30%. Начавшаяся стабилизация экономики и курса валют добавляют позитива в прогнозы.
Советская история данной услуги началась в 1986 г., с открытия в Москве филиала французской Potel et Chabot («Потель и Шабо»). Отечественные предприниматели включились в работу по выездному обслуживанию в 1993-1994 гг. Первые 10 лет индустрия развивалась в основном в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге, и только после 2000 года бизнес шагнул на периферию. Этот десятилетний пробел ощущается и сейчас. Но отрасль очень динамично развивается и, надо думать, спустя несколько лет разница будет менее заметна.
Выездное обслуживание для модных Perfomance- мероприятий или максимально эстетичное времяпрепровождение вместо шашлыков на траве стало все более востребованным. Конечно, уровень, стилистика мероприятий и меню в регионах могут быть более демократичными и не такими претенциозными, как в столичных компаниях. Что не меняет сути: кейтеринг, корпоративное питание – это очень перспективная и интересная тема для предприятий общепита. А с ростом урбанизации и занятости населения услуги по организации выездного, красиво поданного и вкусного питания, будут все более востребованы.
Какие модные тенденции и события помогают росту сектора?
-
Проведение свадеб «в шатре», в неординарных местах, на природе;
-
Развитие Event-индустрии;
-
Корпоративные выездные тренинги;
-
Рост популярности частных праздников с участием профессиональных организаторов (event-агенств);
-
Международные знаковые события – такие, как Мундиаль – 2018, Кубок конфедерации 2017, Универсиада 2019 и пр.
Все представители компаний подобного профиля согласны, что идет быстрое изменение требований и вкусов клиентов: уходит в прошлое засилье майонезных салатов. Им на смену все более востребованными становятся простые блюда из арсенала здорового питания, качественные блюда из высокосортных ингредиентов с европейским стилем подачи. Наметились тренды среди лидеров рынка: открытие собственных цехов по производству крафтовых сортов пива, сыров, вяленого мяса и прочей мясной гастрономии. Использование экологически чистых «фермерских» продуктов.
Просто доставить еду и красиво сервировать стол уже недостаточно для того, чтобы быть «на волне» популярности и удерживать постоянных заказчиков. Заведения должны креативно и индивидуально подходить к выбору стиля мероприятия. Не просто кормить, но и развлекать клиентов. Отсюда рост числа компаний-агрегаторов в данной сфере. Интересные моменты в работе кейтеринговых компаний: использование арт-объектов, упор на визуальные WoW-эффекты, организация нестандартных зон (игровых, зон grab&go). И, конечно, интересные предложения по меню: кухни мира, тематические меню и пр.
Объем Российского рынка выездного обслуживания на конец 2016 года составил около 500 млн долларов. Перспективы, называемые экспертами – до 10 млрд в той же валюте в ближайщие полтора десятка лет. Если сравнивать с ситуацией в Европе, то там кейтеринг в доле услуг общественного питания занимает 31%, тогда как пресловутые фаст-фуды всего 9%. Европейские и американские частные кейтеринговые компании предоставляют питание офисным и производственным рабочим, госслужащим, военнослужащим. И даже заняли нишу в учреждениях образования, социальных заведениях (например,для престарелых), тюрьмах, и учреждениях здравоохранения.
В России примерное число крупных компаний по выездному обслуживанию – около 1000. Из них не менее 50% в Москве. В каждом городе-миллионнике уже сложились небольшие группки конкурирующих организаций (в среднем 3-6). Основной их клиент - корпоративный. Доля частных заказов оценивается до 20%. Жесткой конкуренции на рынке кейтеринговых услуг, даже в столице, еще нет. Об этом свидетельствует дефицит организаций с явными конкурентными преимуществами и малое количество предложений в эконом-сегменте (но кризисные годы несколько скорректировали ситуацию). Сектор услуг премиум класса прочно занят пятью Московскими игроками с завидной историей и прочной репутацией (Новиков кейтеринг, Bosco банкет, Конкорд, La Marée и Dellos Catering). В регионах компании не делятся по ценовым сегментам из-за их немногочисленности, а прибегают к гибкой ценовой политике при оказании услуг.
Открытие бизнеса может оказаться вполне оправданным вложением в рамках расширения уже работающего предприятия (ресторана, event-агентства, прибыльного пищеблока или столовой), при применении новой, интересной и востребованной концепции компании. В зависимости от ценового сегмента стартовый капитал может составлять от 6 млн. рублей со сроками окупаемости 1-1,5 года.