У россиян меняются вкусы на алкогольные напитки
Минфин отмечает, что в России резко подскочил спрос на крепкие алкогольные напитки, произведенные за рубежом – виски, бренди, кальвадос и т.д.
Минфин отмечает, что в России резко подскочил спрос на крепкие алкогольные напитки, произведенные за рубежом – виски, бренди, кальвадос и т.д. За первый квартал 2018 года рост составил целых 22%, объем продаж дошел до 1,5 миллионов декалитров. Однако тут дело вовсе не в импортном качестве, так как отечественная алкогольная «экзотика» показала еще больший рост – на 66% и достигла отметки в 213 тыс. декалитров.
Всего за 1 квартал 2018 года покупки алкогольной продукции (не считая пивной) возросли на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Максимальный рост был показан как раз в секторе виски, бренди и иных подобных напитков (на 22%). Например, продажи коньячных изделий показали вдвое меньшую динамику – на уровне 11%, вино стало больше покупаться всего на 4%, а вот водка не показала роста совсем, оставшись на уровне прошлого года. Единственным напитком, который показал упадок продаж оказалось пиво – его в этом году предпочитают меньше, чем в предыдущем на 2%.
Стоит отметить, что виски, бренди и кальвадос – единственные напитки, которые показали и рост производства. Большинство других видов алкоголя показали отрицательную тенденцию по производству. В частности, в стране стали производить на 6% меньше водки, на коньяка – меньше на 14%, вина – меньше на 8%. Показало отрицательный рост и пиво, его объемы производства снизились на 9%.
Эксперты считают, что у такое смены приоритетов сразу несколько причин:
-
непропорциональность роста цен. Несмотря на то, что виски гораздо дороже водки, рост цен на него в процентном соотношении ниже, что и привлекает покупателей;
-
в России восстанавливается спрос на «элитный» и премиальный алкоголь;
-
значительно увеличился ассортимент крепкого алкоголя – теперь на прилавках можно встретить множество сортов того же виски, кальвадоса, текилы и т.д.;
-
количество «экзотики», импортируемой в Россию возросло на 20%, что также приводит к повышению предложения и спроса. Отметим, что положительная динамика наблюдается впервые с 2016 года. С начала кризиса поставки импортной продукции упали на 35%, в 2017 году – еще на 15% и только теперь ситуация повернулась в сторону улучшения. По прогнозам к концу года уровень импорта должен и вовсе восстановиться до показателей 2014 года, когда в стране еще не было экономической стагнации.
Тем не менее, другие эксперты, например, из Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) полагают, что еще рано говорить о реальных сдвигах потребительских предпочтений. По их мнению, здесь играет роль стереотипное поведение о том, что коньяк, бренди и виски считаются более качественными алкогольными напитками, более «элитными». То, что люди начали предпочитать их больше может говорить о небольшом восстановлении уровня жизни до докризисного уровня. Однако продажи всей «экзотики» и на сегодняшний день не составляют даже 25% от продаж водки.
Глава Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков также добавил, что рост спроса замечен со стороны немногочисленного среднего класса в России. Считается, что люди с достаточным доходом вновь возвращаются к привычным для себя напиткам, отказываясь от водки и вина. Но ввиду своей малочисленности, средний класс не сможет значительно повлиять на перестановку сил в алкогольном сегменте производства.
Еще одна важная причина роста – возможность торговых сетей не накладывать серьезную наценку на виски и бренди. Многие из них используют для этого прямой импорт, минуя дистрибьюторов.
Напоминаем, что чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!