Импортные продукты могут исчезнуть с прилавков?
С 2020 года вступает в силу закон «Об органической продукции». Он предусматривает, что любая органическая пища в наших магазинах обязательно должна иметь российскую сертификацию. Вся продукция без этого может попросту исчезнуть.
С 2020 года вступает в силу закон «Об органической продукции». Он предусматривает, что любая органическая пища в наших магазинах обязательно должна иметь российскую сертификацию. Вся продукция без этого может попросту исчезнуть. Но главная проблема заключается в том, что получить желаемую сертификацию почти невозможно. Причина — в неготовности механизма по сертификации. Таким образом, весь органический импорт придется временно снимать с продажи и производства для «перепаковки». Это грозит миллионными убытками и недовольством потребителей.
Первым забил тревогу один из участников органического рынка «Русбренд» (в холдинг входит Danone, PepsiCo, Nestle и другие популярные марки). Представитель компании заявляет, что сегодня на прилавках многих магазинов можно встретить большое количество органических товаров с международными сертификатами. В основном, они выданы в ЕС. Однако с 1 января такие продукты придется изъять из-за отсутствия российского стандарта. Это сильно затормозит все производственные цепочки, уверены в организации.
В то же время, быстрый и комфортный переход от европейской сертификации к внутренней невозможен, так как в стране работает всего один уполномоченный орган, возможности которого сильно ограничены.
Более того, до сих пор не приняты нормативные акты о нанесении соответствующего знака и реестре производителей. Поэтому, выпуск органической пищи в продажу невероятен, даже в случае получения нужной сертификации. В письме «Русбренда», адресованном к главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву, компания просит чиновника принять экстренные меры по снижению рисков предпринимателей и потребителей.
Согласно исследователям Euromonitor Intarnational, оборот органических продуктов питания на российском рынке составляет 900 млрд рублей. 80% из этого составляет импорт, поэтому, потери будут существенными. Так, Полина Мурашкина, руководитель отдела качества «Гиперглобуса» (супермаркеты Globus) отмечает, что в их сети около 680 артикулов «органики». При этом, 626 из них имеют международные стандарты. Соответственно, с 1 января 2020 года начнется тотальное проседание рынка. Представители других крупных сетей отказались от комментариев.
Большинство производителей органической пищи отмечают, что перейти на внутреннюю сертификацию можно, но не так просто, как кажется законодателям. В первую очередь, необходимо устранить недостатки применения нового закона, особенно, дополнить пробелы в законодательстве. На это необходимо 2-3 года, за такой срок торговые и производственные сети как раз успеют перейти на новые требования. Идею с переходным периодом поддержали, в частности, бренды Hipp и Nestle (производитель детского органического питания под маркой Nan).
Альтернативой может служить и признание международных стандартов, полученных в США, Европе или Австралии. Однако, ввиду не самой лучшей политической обстановки, такой исход маловероятен. Тем не менее, главным пострадавшим в такой ситуации является российский бизнес, который может понести очень серьезные убытки из-за невозможности реализовывать органическую продукцию.
В Министерстве сельского хозяйства сообщили, что письмо из «Русбренда» ими было получено и находится на рассмотрении. В ведомстве пояснили, что продажа товаров не будет под запретом. Единственное ограничение — недопустимость использования маркировки «органический» на товарах без российских сертификатов. Однако в «Русбренде» уверены, что это означает снятие всей линейки с продажи, главная особенность которой и заключается в органическом производстве. На смену упаковки должно уйти немало месяцев, вследствие чего, производители и продавцы в любом случае, понесут убытки в миллионы и миллиарды рублей.