Какие штрафы выписывают инспектора Роспотребнадзора (часть первая)
В этой статье пойдет речь о наиболее часто используемых статьях Кодекса об административных правонарушениях, по которым специалистами ведомства, отвечающего за санитарно-эпидемиологические нарушения, составляются протоколы.
Статья 6.3.
Эта статья расположена почти в самом начале Кодекса. Между текстами о наказании за незаконное занятие народной медициной и за нарушения законодательства в области генной инженерии. Такое вот неожиданное соседство.
Оригинальное название данного раздела: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Под эту универсальную статью может попасть любое выявленное нарушение требований СанПиН. Как для предприятий, производящих пищевые продукты, так и для точек общепита, магазинов продовольственной торговли, детских учреждений, медицинских заведений, организаций коммунального хозяйства и обслуживания населения. В общем, для всех видов деятельности, для которых разработаны Санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы или мероприятия по обеспечению противоэпидемических мероприятий.
Ст. 6.3 не самый «страшный» раздел документа в отношении размера наказания. Она предусматривает как предупреждение, так и наложение штрафа в размере:
-
100-500 руб для граждан;
-
500-1000 руб на должностных лиц;
-
500-1000 руб на индивидуальных предпринимателей;
- 10000-20000 руб на организацию (юридическое лицо);
При этом ИП или юридические лица могут по данной статье вместо штрафа получить через суд постановление о приостановлении деятельности сроком до 3-х месяцев.
В настоящее время, в свете «бережной» политики государства к малому и среднему бизнесу, союзом предпринимателей вынесена инициатива о применении только предупреждения для вновь выявленных правонарушителей. Т.е. те объекты, на которых протокол составляется первый раз могут обойтись только устным замечанием от руководителя подразделения ФС Роспотребнадзора. На сегодняшний день это только пожелания, вынесенная на рассмотрение гос. органами инициатива некоммерческой организации. Как показывает практика, чаще даже для первичных правонарушений применяется мера наказания – штраф.
Статья 6.6.
Более специализированный раздел, предназначенный для определения наказания нарушителям в сфере предоставления услуг общественного питания. Ее точное определение: «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения». Выявленные недочеты, а также несоблюдение любого из пунктов СанПиН 2.3.6.1079-01 записываются в протокол об административном правонарушении с указанием ст. 6.6.
Взыскание по данной статье предполагает:
-
1000-1500 руб для граждан;
-
5000-10 000 руб на должностных лиц;
-
5000-10 000 руб на индивидуальных предпринимателей;
-
30 000-50 000 руб на организацию (юридическое лицо);
Для ИП и юр. лиц по 6.6 предусмотрены и такие меры, как приостановка работы объекта или подразделения, где были выявлены нарушения сроком на 3 месяца. Период запрета на работу может быть уменьшен судом по месту рассмотрения. Он определяется обоснованным сроком, необходимым нарушителю для устранения всех выявленных недостатков.
В данном случае, когда Кодексом предусмотрен отдельный раздел (ст. 6.6) для специально оборудованных мест общественного питания (ресторанов, кафе, закусочных, баров и т.д.) – применяется именно он, вместо более общего – 6.3.
Решение о приостановлении деятельности может быть принято судьей по составленному протоколу сотрудника санитарно-эпидемиологической службы. Поводом для обращения в суд за подобным решением служат нарушения, которые могут причинить непосредственный вред жизни и здоровью населения. Например, отсутствие возможности для правильного хранения продуктов (недостаток холодильного оборудования), отсутствие возможности для надлежащего мытья посуды и разделочного инвентаря, оборот и реализация продуктов и изделий общепита с истекшим сроком годности или продуктов, опасных в микробиологическом или токсикологическом отношении, привлечение к работе сотрудников без прохождения необходимого медицинского обследования и т.п.
Статья 6.33 с подробным названием «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок» - последняя в главе 6 КоАП, применяемая сотрудниками Роспотребнадзора. Используется гораздо реже, чем 2 предыдущие. Так как оборот лекарственных препаратов (в том числе фальсифицированных) обычно контролируется Росздравнадзором. Применима для привлечения к ответственности физических, должностных и юридических лиц, занимающихся ввозом и реализацией перечисленных товаров. Например, при отсутствии сопроводительных документов на фарм препараты или БАДы – в аптеках или магазинах продовольственной торговли, при отсутствии разрешения на подобную деятельность.
Штрафы по данной статье более чем серьезные:
-
70 000-100 000 руб для граждан;
-
100 000- 600 000 руб на должностных лиц;
-
100 000- 600 000 руб на индивидуальных предпринимателей;
-
1 000 000 – 5 000 000 руб на организацию (юридическое лицо).
Для последних двух категорий возможна также мера по приостановке деятельности до 3-х месяцев.
Об остальных разделах КоАП, используемых при составлении административных протоколов, читайте в наших следующих статьях.