Проклятие фермера: три болезни, опустошающие животноводство
Эпидемии животных (эпизоотии, панзоотии), идущих на пищу, не менее опасны, чем человеческие болезни. Несмотря на то, что они могут и не передаваться людям, они создают риски исчезновения целых популяций и фермерских хозяйств. Употребление же в пищу зараженного мяса может привести к пагубным последствиям и для человечества. Сегодня мы расскажем о трех опасных заболеваниях животных, которые существуют до сих пор или пугали мир совсем недавно.
Эпидемии животных (эпизоотии, панзоотии), идущих на пищу, не менее опасны, чем человеческие болезни. Несмотря на то, что они могут и не передаваться людям, они создают риски исчезновения целых популяций и фермерских хозяйств. Употребление же в пищу зараженного мяса может привести к пагубным последствиям и для человечества. Сегодня мы расскажем о трех опасных заболеваниях животных, которые существуют до сих пор или пугали мир совсем недавно.
Африканская чума свиней (АЧС)
Опасная болезнь, передающаяся домашним свиньям и диким кабанам, до сих пор лютует в Восточной Европе и России, хотя в последнее время вспышки перестали иметь массовый характер. Начиная с 2007 года в РФ было зафиксировано более 500 вспышек заболевания, экономические потери превысили 30 млрд рублей.
АЧС известна ученым и животноводам еще с начала прошлого века. Впервые она была зарегистрирована в Африке, где «выкосила» огромные популяции домашних животных. Летальность болезни достигает 100%, в Кот-д-Ивуаре из-за нее погибло 25% всего поголовья фермерских свиней.
Начиная с 2007 года, АЧС начала массово распространяться по России. Первоначально очаги регистрировались только в южных регионах, но сейчас чума добралась и до Северо-Западного округа.
Африканская чума свиней не опасна для человека — это ее единственный плюс. Но из-за высокой летальности и заразности, даже малейшая вспышка может уничтожить всех свиней на огромной территории. Вдобавок, от АЧС не существует лекарства, поэтому, единственными действенными методами предотвращения болезни являются профилактика и карантин.
В случае появления очага, остается только одна мера — на местность накладывается карантин, а всех свиней в радиусе 20 км ликвидируют, вместе с навозом, кормами и инструментами. Продолжать хозяйство можно только не ранее, чем через 80 дней, при условии, что АЧС покинула регион.
Птичий грипп
Когда-то появление нового, необычного штамма гриппа привело в шок целые страны. Хотя заболевание это очень старое — его обнаружили еще в 1878 году в Италии. После этого, периодические вспышки в течение ХХ века унесли жизни миллионов домашних птиц.
О птичьем гриппе, как о потенциальной опасности для людей заговорили в 1997 году. Тогда в Гонконге от этого недуга умер трехлетний мальчик. Стоит отметить, что до этого случая такой штамм гриппа никогда не обнаруживался в человеческом организме. К концу года погибшими числились уже 6 человек.
Мощная волна эпидемии началась в 2005 году и прокатилась по всей Европе и Азии. В одних только Нидерландах ветеринары уничтожают более 20 млн кур. При этом, один из врачей погибает.
Постепенно, пандемия пошла на спад, хотя очаги заболеваний по-прежнему возникают почти по всему миру, в том числе, в России. Исследования вакцины для человека начались в 2018 году. Всемирный банк оценил ущерб от птичьего гриппа в 800 млрд долларов США.
Коровье бешенство
Коровье бешенство или губчатая энцефалопатия была эндемичным и не очень известным заболеванием очень долгое время. Обычно она уносила жизни отдельных единиц, крайне редко, десятков голов крупного рогатого скота.
Однако в 1990 году в Великобритании началась настоящая эпидемия, заболеваемость выросла в разы, и виной этому стала сельскохозяйственная политика. Дело в том, что в корм коровам стали добавлять муку из перемолотых костей мертвых коров, в которых и сохранился страшный вирус. Так, количество заболевших стало расти в геометрической прогрессии. От одной погибшей коровы заражалось еще несколько и так далее.
Вскоре бешенством начали заражаться и люди. Достаточно было съесть гамбургер или стейк из зараженного мяса, чтобы тоже стать носителем вируса. Инкубационный период заболевания мог достигать 10-15 лет, а лекарство не существует.
Несмотря на ужесточение правил импорта и экспорта после вспышки, болезнь в течение 10 лет распространилась почти на все европейские страны и даже в США. За это время от коровьего бешенства уже погибли сотни людей. Введение карантина сопровождалось массовым забоем животных, что привело к упадку сельского хозяйства. С другой стороны, отметился рост животноводства в тех государствах, где отсутствовала угроза получить вирус.