Торговля на новом уровне: как будут меняться форматы магазинов
Постоянно растущий уровень конкуренции и развитие новых технологий заставляет ритейлеров, крупные торговые сети и даже отдельные магазины искать новые форматы продаж, новые ниши и методы. Так, в свое время появились гипермаркеты, предлагая новый вид продаж – «все в одном месте». Проблема в том, что количество магазинов с приставкой «гипер» возросло за последнее время несколько раз, что снизило их эффективность.
Постоянно растущий уровень конкуренции и развитие новых технологий заставляет ритейлеров, крупные торговые сети и даже отдельные магазины искать новые форматы продаж, новые ниши и методы. Так, в свое время появились гипермаркеты, предлагая новый вид продаж – «все в одном месте». Проблема в том, что количество магазинов с приставкой «гипер» возросло за последнее время несколько раз, что снизило их эффективность.
Так, например, специалисты Infoline полагают, что в России сейчас перспективнее всего развивать супермаркеты. Несмотря на то, что они появились еще до гипермаркетов, их плотность в РФ гораздо ниже, поэтому, уже сейчас многие сети, такие как «Лента» или X5 Retail Group активно принялись разрабатывать именно эту нишу. Такой метод позволяет делать продажи шире, чем в магазинах «у дома», но сдерживает расходы, присущие созданию гипер-магазинов.
Сами же торговые у точки «у дома» едва ли потерпят серьезные сдвиги. «Магнит» по-прежнему является лидером в этой нише. Наибольшие колебания потерпят гипермаркеты. Несмотря на то, что люди по-прежнему любят такой формат за широкий ассортимент и низкие цены, им придется несколько менять свой формат или добавлять новые современные опции. В частности, все большую популярность набирает Интернет-выбор продуктов, которая создает вполне сильную конкуренцию крупным торговым точкам. Некоторые из них уже были вынуждены включить такую опцию, чтобы не потерять клиентов. По мнению экспертов, рано или поздно, все крупнейшие сети будут иметь Интернет-выбор из гипермаркетов, что снизит нагрузку на них, не снижая прибыли. Например, в Европе уже подавляющее большинство гипермаркетов позволяют клиентам выбрать набор товаров, а потом просто приехать, оплатить и забрать его. Супермаркеты и магазины у дома по-прежнему останутся актуальны даже в такое время.
Если брать внутренние форматы, то тенденции изменения проглядываются достаточно ярко. Самый распространенный пример «магазинов будущего» - фермерские хозяйства. Продукты с огорода без полуфабрикатов и химии привлекают все большее количество людей. Это связано с популяризацией здорового образа жизни, рационального питания. Причем, это касается не только овощей и фруктов, но и кондитерских изделий, выпечки и мясной продукции. Что насчет внутренней логистики, то все большую популярность набирает рыночная модель с прилавками и отдельными торговцами в разных категориях продуктов. Также, все больше клиентов собирают магазины-столовые, в которых помимо торговой зоны есть место для того, что попробовать приобретенные продукты. Но такой формат актуален только для небольших заведений, особенно, со своей кухней.