Как защитить свои права по договору поставки и купли-продажи?
Договоры купли-продажи и поставки – самые популярные в пищевом производстве. Рестораны, магазины, производители закупают оборудование и договариваются о поставке продуктов и сырья. К сожалению, время от времени происходят различные неприятности, когда права покупателей нарушаются. Но как же защитить собственные интересы от недобросовестных продавцов и поставщиков? Приведем небольшой лайфхак об алгоритме действий по защите своих прав.
В первую очередь, нужно сказать самое важное и очевидное: любой договор в пищевой промышленности должен заключаться в письменной форме. Но, если по какой-то причине, он не был заключен, но начал исполняться – это не освобождает стороны от обязанностей по сделке.
Самыми распространенными нарушениями прав по таким договорам являются:
-
ненадлежащее качество продукции (в том числе, неработающее оборудование, испорченные продукты);
-
нарушение сроков поставки;
-
неисполнение стороной своей части договора вовсе;
-
неверное исполнение договора (вместо одного привезли другое);
-
неверная комплектация, неверная тара.
Что же делать, если случилась такая ситуация?
Гражданским законодательствам предусматриваются разные виды ответственности за те или иные нарушения.
-
При отказе продавца передать товар (неисполнении договора), покупатель также вправе отказаться от исполнения договора (ст. 463 ГК РФ). Если была внесена предоплата, то покупатель вправе требовать ее возврата.
-
Если продавец не предъявляет необходимые документы на товар в разумный срок, покупатель также вправе отказаться от сделки (ст. 464 ГК РФ).
-
Если покупателю поставлен или продан товар ненадлежащего качества, он вправе требовать соразмерного уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков. Товар, качество которого не позволяет в принципе им пользоваться (например, протухшие продукты питания) может бесплатно заменен на нормальный или быть причиной для отказа от договора (ст. 475, 518 ГК РФ).
-
При отсутствии нужной комплектации – покупатель может потребовать доукомплектовать в разумный срок или соразмерно уменьшить цену. При невыполнении – отказаться от договора. Тоже самое касается ненадлежащей упаковки и тары (статьи 480, 482, 519 ГК РФ).
-
В случае нарушения сроков поставки покупатель также вправе требовать неустойку, равно как уменьшение цены.
Теперь, когда мы знаем, какие бывают нарушения, и что мы можем требовать, разберемся с алгоритмом защиты своих прав. Обязательно необходимо написать претензию, вне зависимости от того, собираетесь ли вы идти в суд или нет. Укажите проблему, нарушенную статью, свои доводы и факты. Потребуйте устранения недостатков (из указанных пунктов выше). После этого, при отсутствии действий с другой стороны, можно идти в суд и требовать:
-
устранения нарушенного права (из указанного выше);
-
неустойки (пени) за просрочку;
-
неустойки (пени) за пользование чужими денежными средствами (например, при предоплате);
-
штраф за отказ от добровольного возмещения;
-
компенсация за ущерб – понесенные убытки, расходы, не полученная выгода;
-
компенсация за моральный ущерб (физическим лицам).
Главное, не бойтесь защищать свои нарушенные права.