Половина россиян живет по акциям
Не самые радужные перспективы показали исследования статистической компании Ipsos Comcon. По итогам 2018 года, сразу 50,6% россиян признались, что стараются приобретать товары и продукты в магазинах только по скидкам и промоакциям.
Не самые радужные перспективы показали исследования статистической компании Ipsos Comcon. По итогам 2018 года, сразу 50,6% россиян признались, что стараются приобретать товары и продукты в магазинах только по скидкам и промоакциям. Этот показатель — абсолютный рекорд за все время проведения подобных опросов. Даже в предыдущие кризисные годы не так все было плохо. В 2017 году только 45% потребителей полагались на «акционку», в 2016 — 41%.
К таким цифрам, по мнению исследователей привели сразу несколько факторов, главные из которых — падение покупательской способности, реальных доходов населения и высокая конкуренция продавцов. Некоторые торговые сети даже начали всерьез задумываться об отмене промоакций в привычном формате. Однако такой шаг будет иметь целесообразность только в том случае, если все магазины откажутся от акций одновременно. Впрочем, это еще хуже скажется на покупательской способности.
В то же время, покупатель ставит экономию даже выше своих сиюминутных потребностей. Он готов ждать, когда тот или иной товар будет продаваться по акции, зная, что торговые сети рано или поздно начнут новый маркетинговый ход.
У исследовательского центра Ipsos есть и другие сведения. Так, количество россиян, которые в принципе стараются экономить на еде, в том числе, предпочитая дешевое качественному, выросло до 69% (в прошлом году — 62%).
Компания Nielsen, занимающаяся экспертными оценками, отмечает, что у покупателей упал индекс потребительского доверия совместно с доходами, что создает все больший провал между торговыми сетями и их клиентами. По данным Росстата, в первом квартале 2019 года реальный доход населения стал меньше на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что касается индекса доверия, он достиг отметки 62 пунктов, что является историческим минимумом.
По словам директора по маркетингу и коммуникациям компании Ipsos Comcon Людмилы Новиченковой, в ближайшем будущем особых перемен наблюдаться не будет. Доходы населения не должны разительно измениться в ближайшем будущем, а массовые промоакции останутся одним из главных орудий торговый сетей. Единственным инструментом, способным как-то изменить расположение «потребительских сил» может быть растущая осознанность потребления. К ней относится тренд на отказ от вредных продуктов, переход на вегетарианство или ЗОЖ. Тем не менее, краеугольным камнем по-прежнему остается ценник и уровень дохода семьи.
Своим мнением также поделился исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. По его мнению, сейчас розничный рынок оказался в несколько необычном положении, когда доля акционных товаров чуть ли не превышает остальные. Но отказаться от глубокой системы скидок нельзя. Если сделать это без синхронности, то в явном выигрыше останется сеть, где еще есть промо. С другой стороны, внезапный и массовый отказ от скидок может еще больше снизить уровень доверия потребителей.
Однако в «Русбренде» посчитали, что у акций есть и обратная сторона. В частности, постоянное удешевление товаров приводит к снижению их ценности в глазах покупателя, к размытию понятия цены. Такой метод может в перспективе негативно сказаться на продажах. Гораздо эффективнее, по мнению «Русбренда», система накопительных баллов, которая уже применяется во многих сетях.
Тем не менее, скидки являются одним из самых мощных инструментов конкуренции, как продавцов, так и производителей. Поэтому, в ближайшем будущем полный отказ от них невозможен. По крайней мере, до тех пор, пока не будут хорошо развиты и воплощены иные методы привлечения клиентов, например, предложения, отличные от конкурентов (уникальные торговые предложения) и повышение комфортности покупок.