Риск-ориентированный подход к проверкам в 2018 году
Новый термин для проверяющих ведомств: риск-ориентированный подход к организации надзорной деятельности может значительно облегчить работу предприятий. Летом текущего года двенадцать основных контрольно-надзорных служб в исполнительной системе РФ должны рассортировать свои поднадзорные объекты на несколько категорий. Смысл нововведения в том, чтобы ранжировать объекты по степени риска для жизни и здоровья людей, окружающей среды и так далее. Предприятия, попавшие в категории высокого риска, будут внесены в план проверок на 2018 год. Остальные компании могут облегченно вздохнуть и продолжить добросовестно трудиться.
Критерии риска для каждого конкретного ведомства будут утверждаться правительством, общие стандарты для этого разработает Минэкономразвития.
Идея, преследуемая при разработке данной стратегии, была такова: к предприятиям, работающим открыто, с соблюдением требований нормативных отраслевых документов, будут применяться облегченные режимы контроля. Что должно стимулировать остальные компании стараться попасть в эту категорию.
Риск-ориентированный подход к надзорным объектам совпадает с планами правительства ежегодно снижать количество проверок на 10%. Как раз за счет исключения предприятий низкого риска из планов проверок можно добиться снижения административной нагрузки на производителей без возможных негативных последствий для качества услуг и товаров.
Попадание компании в ту или иную категорию – это не приговор. Ежегодно перечни будут пересматриваться в соответствии с актуальными требованиями. Также переход объектов в категорию с низким риском возможен при корректировке факторов, послуживших причиной попадания в группу высокого риска. Например, как в ситуации с африканской чумой свиней. При снятии ограничений с территории и устранении очага инфекции, фермы по выращиванию поголовья свиней будут соответственно «реабилитированы».
Кто попадает под проверки в первую очередь?
Все очень неоднозначно. Самые большие компании – не значит самые опасные. Во многих сетевых организациях четко налажена система внутреннего менеджмента качества, разработана и функционирует программа ХАССП (особенно это касается пищевых производств). Отсутствие в истории таких предприятий ранее выявленных нарушений, жалоб и подозрительного документооборота послужит поводом для отсрочки от плановых проверок. Для занесения в «черный список» предприятий с высоким риском будут учитываться множество факторов:
-
Наличие негативных сведений от других контрольно-надзорных ведомств. Например, Ростехнадзор может обратить внимание на попытки какой-либо компании уйти от налогов. Такие действия могут свидетельствовать о недобросовестности юридического лица или ИП и в других сферах.
-
Использование юридических адресов, где прежде были зарегистрированы компании-нарушители говорит о возможном переименовании организации для ухода от ответственности.
-
Зафиксированные ранее нарушения на объекте, в том числе повторные.
- Случаи с невыполнением предписаний контрольных органов.
Предполагается, что система ранжирования будет открытой и представителю компании из той или иной категории в органах исполнительной власти должны будут аргументировано разъяснить причину присвоения степени риска. Предприятие может, при наличии объективных доказательств, повлиять на свою оценку в ведомствах. Даже через судебные инстанции.
Еще, в оптимистичный планах правительства, есть пункт об организации комплексных проверок в 2018 году (когда одновременно на объект приходят несколько проверяющих служб). Чтобы исключить появление контролеров друг за другом. Модель согласования планов различных ведомств друг с другом уже прорабатывается.
А уже с 1 июля 2017 года не будут проводится контрольные мероприятия, которые предусматривают оценку объекта по нормативам советских времен. Хотя еще можно будет сослаться на эти акты при обращении в суд, например. Но федеральные структуры активно обновляют свои нормативные базы, оставляя только актуальную информацию из прежних документов.