Маркировка средств индивидуальной защиты
В 2018 году вышло Распоряжение Правительства №792-р, которое утвердило перечень некоторых товаров, на которых ставится обязательная маркировка. В 2019 году в этот список попали средства индивидуальной защиты (СИЗ), а именно — спецодежда и спецобувь.
В 2018 году вышло Распоряжение Правительства №792-р, которое утвердило перечень некоторых товаров, на которых ставится обязательная маркировка. В 2019 году в этот список попали средства индивидуальной защиты (СИЗ), а именно — спецодежда и спецобувь.
По мнению законодателей, такие меры помогут гораздо лучше контролировать весь процесс производства и реализации СИЗ. Главная цель — не допустить продажу поддельных и некачественных товаров. В случае обнаружения нарушений, система контроля не допустит дальнейшее распространение нелегальных СИЗ и передаст данные в надзорные органы.
Стоит отметить, что спецодежда, спецобувь и другие средства защиты и раньше должны были маркироваться в обязательном порядке, но в нововведениях говорится о другом типе маркеров. Как же должна работать система:
-
производитель, продавец и распространитель регистрируются в реестре системы;
-
лицо, вводящее продукцию в оборот получает уникальные коды, которые присваиваются его продукции;
-
код наносится на изделие в виде Data Matrix;
-
право собственности может перейти от одного лица к другому только после подтверждения подлинности данного кода;
-
изделие считается выведенным из оборота только после его передачи конечному потребителю.
Меры по обязательному использованию новой маркировки действительно могут сделать рынок СИЗ более качественным — избавить его от подделок и улучшить лояльность клиентов к брендам. В маркировании заинтересованы все участники оборота — и производитель, и продавец и покупатель. Однако у системы существует несколько серьезных недостатков, о которых уже заявили в компаниях — членах Ассоциации СИЗ. Какие же основные проблемы есть у новой идеи наших законодателей?
Нехватка ресурсов
Координация всего проекта легла на плечи Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Для начала работы с маркировкой необходимо подключиться к центру, подав в него заявление. Однако производственных мощностей и ресурсов ЦРПТ явно не хватает для обработки всех заявок, поступающих в него. Некоторым компаниям приходится ждать по месяцу, а количество клиентов у центра будет только расти в будущем, скоро добавятся и другие группы товаров. Как ЦРПТ будет справляться с таким объемом — непонятно.
Проблемы с ЕАЭС
Евразийское экономическое сообщество пока не знает как относится к данной инициативе — не все участники положительно смотрят на проект. Из-за этого у российских компаний пока нет понимания, как работать с их продукцией. Особенно остро эта проблема касается представителей крупных зарубежных брендов в РФ.
Ненадежность уникального кода
Код Data Matrix, наносимый на упаковку СИЗ в обязательном порядке является двумерным. Такие виды кодировок не отличаются хорошей считываемостью. Так, одномерный код можно считать даже при повреждении 70%. Двумерная маркировка выходит из строя уже при уровне повреждений в 5%, а это — любая потертость или царапина, которая может появится по естественным причинам, включая транспортировку. Что делать бизнесменам в такой ситуации? Выводить товар из оборота, чтобы ввести заново или просто нанести маркировку еще раз? Ясности на этот счет нет, но плохая считываемость может стоить немалых временных и финансовых затрат.
Что делать с обувью?
Производителям и продавцам не очень понятен процесс вывода из оборота спецобуви. Также, существует вопрос с остатками немаркированной обуви, которые на данный момент включают в себя около до 500 миллионов пар по всей стране.
Низкий уровень информированности потребителя
Далеко не все покупатели СИЗ вообще знают хоть что-либо об этой маркировке. А с 1 июля они могут стать скупщиками и хранителями контрафактной продукции при отсутствии на ней маркировки.
Говорить об итогах проекта по обязательной маркировки пока рано, но сомнения в его реализации уже есть у всех сторон оборота. Из-за перечисленных недостатков трудности могут возникнуть как у изготовителей, так и у поставщиков и продавцов. Напомним, что за неисполнение требований по маркированию, виновное лицо несет не только административную, но и уголовную ответственность. Прежде, чем применять такие жесткие меры, необходимо более тщательно проработать всю систему, которая несомненно может принести пользу всему рынку.